Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Челябинская область,
г. Карталы, ул. Ленина, 1

Наш адрес
+7 (35133) 2-24-24   Приемная

Адрес электронной почты: admn@kartaly.gov74.ru

Информация о туристических достопримечательностях Карталинского муниципального района (Варшавка)

Информация о туристических достопримечательностях Карталинского муниципального района (Варшавка)

Достопримечательности Варшавского сельского поселения


Археология окрестностей п. Варшавка

Окрестности Варшавки в археологическом отношении очень богата. Представлены все хронологические разделы археологии: сеть стоянки неолита, поселения и могильники бронзового века, памятники средневековья.

Итоги летнего исследования экспедиции Виноградова 1987 г.

На Южном Урале изучены Тюркские поминальные оградки. Традиция хоронить умершего человека в доме, т.е. создавать в могиле подобие хижины, в котором человек должен возродиться к новой жизни, известна с древнейших времён. Особенно наглядна она в погребениях бронзового и железного веков. Средневековые тюркские племена сооружали модели, несвязанные непосредственно с могилой. В таких моделях, по размерам своим равных традиционному жилищу кочевников, иногда меньших, присутствовали почти все наиболее важные элементы реального дома: каменное основание, деревянный каркас, детали внутреннего интерьера и т.д.. У выхода, который неизменно был обращен к востоку, устанавливали изображение умершего. По истечению определенного срока, в котором совершались поминальные обряды, модели сжигались. Поэтому до нашего времени сохранились только каменные основания построек да изваяния умерших.

На Каменном Амбаре близ Варшавки было обнаружено 5 оградок – оснований построек. Возле второй нашли каменные изваяния или стелы, на которых имелись портретные изображения. Подобные же изваяния были найдены у других оградок, но к моменту исследованию они были уже утрачены. Остались только их следы в виде небольшого обломка нижней части стены или в виде ямки, в которой помещалось изваяние. Точно определить время их создания ученые пока не могут. Некоторые возможности делают для этого изваяния подобной полной или круглой скульптуре. На них изображены детали одежды, оружие, сосуды, по которым отчасти можно датировать сами скульптуры. На тех же изваяниях, что обнаружены на Каменном Амбаре, неглубокими выемками даны только черты лица, очень выразительные, позволяющие нам воочию представить суровый, наполненный силой и достоинством облик воина – кочевника. Считают, что такой лаконичный стиль изображения имел место лишь в XII – XIII веках до нашей эры. Вполне вероятно, что именно в это время были созданы изваяния Каменного Амбара. Одна могила, находившаяся на расстоянии 300 метров от оградок, была исследована. Она содержала погребение воина XIII – XIV веков. Погребение очень необычное, во-первых, потому, что у изваяния умершего был установлен стеловидный камень, во-вторых, что оно находилось в лесу.

Инвентарь погребения любопытен. В ногах умершего - упряжь, узда и седло. От седла сохранилась железная оковка. У правой руки покойного было уложено железное кресало (для добывания огня) с деревянной рукояткой, у левой руки – узкий железный нож. Кроме того, в могиле находился лук (от него осталась лишь маленькая костяная накладка) и три стрелы. С последним связано одно занимательное обстоятельство субъективного толка. Ещё во время раскопок поминальных оградок, сохранившемуся у одной из них изваянию дали имя Уч-ок. Это родовое имя, зафиксированное у кыпчаков – тюркского объединения племён, оставившего глубокий след в средневековой истории многих стран Азии, Европы и даже Африки. В русских летописях кыпчаки известны под названием половцев, в византийских источниках – под именем каманы. В дальнейшем кыпчаки оказались тем этническим субетратом, на котором сложились некоторые современные нации и народности.

Запись сделана с материалов экспедиции Челябинского пединститута под руководством Виноградова.

Источник: Альбом История Варшавки. Автор Готовцева В.А.

Городище Каменный Амбар

Город: Челябинская область, Карталы

Укрепленное городище Каменный Амбар находится на территории Карталинского административного района Челябинской области. Оно расположено в десяти километрах от поселка Варшавка на правом берегу реки Карагайлы-Аят.

Первооткрывателем городища был Ю. В. Тарасов, в 1982 году он выявил, обследовал и дал ему название – «Ольгино». Позже его переименовали в «Каменный Амбар», обыденное название – Камбар. В 1987 году с помощью дешифрования аэрофотосъемки, экспедиция Батанина И. М. обнаружила следы укреплений, аналогичные известным поселениям типа Аркаима.

Городище Каменный Амбар Челябинской области представляет собой прямоугольник, обнесенный стеной. По остаткам первичной стены и рва видно, что сначала поселение имело форму квадрата, ограниченную развалом двойной оборонительной стены. Населяли его люди, принадлежавшие к так называемой, синташтинской культуре. Они, судя по останкам жилищ и животных, были оседлые скотоводы, которые населяли территорию Южного Урала около четырех тысяч лет тому назад.

Среди найденных во время раскопок артефактов имеются: керамика, бронзовый лом, фрагменты литейных форм, которые свидетельствуют о том, что жившие в то время люди были первыми металлургами Урала – владели техникой добычи руды, выплавки меди и бронзы.

Городище Каменный Амбар в Челябинской области является одной из частей комплекса археологических памятников того времени на территории Челябинской области, который называют - «Страна городов».

Источник: http://www.ekatgid.ru/architecture/antient/gorodische-kamenniy-ambar.html


b14871d5.JPG

Каменный Амбар

Каменный Амбар, группа археологических памятников. Расположена в Картал. р-не, на берегах р. Карагайлы-Аят. Включает св. 20 объектов, наиб. ранние из к-рых отнесены к неолитич. периоду.

Каменный Амбар (Ольгино), укрепл. поселение. Находится в 10 км к В. от пос. Вашавка. Открыто в 1982 эксп. ЧГПИ под рук-вом Ю. В. Тарасова; план составлен по результатам дешифрирования аэрофотоснимков И. М. Батаниной. Поселение имеет форму квадрата с закругл. углами, ориентир. по сторонам света, и ограничено развалом оборонит. стены. Размеры системы фортификаций 120x120 м. Оборонит. конструкции представлены двойной стеной и обводным рвом (прослеживается местами). Архит. особенность — гранитные плиты в облицовке внеш. поверхности стены. Рельеф поверхности памятника видоизменен. Задернованность слабая, эрозия почвы вызвана систематич. прогоном скота. Выделено как минимум 2 этапа застройки площадки. В теч. 1-го этапа, связ. с синташтинским периодом (нач. 2 тыс. до н. э.), были возведены укрепления, внутр. площадь застроена жилищами удлин. формы. На 2-м этапе (эпоха поздней бронзы, 2-я пол. 2 тыс. до н. э.) сооружен ряд крупных жилищ (до 20x30 м), частью перекрывающих систему фортификации, частью располож. за ее пределами. Раскопом (ок. 350 м2), залож. в 1990 (эксп. под рук-вом Н. Б. Виноградова) у юго-вост. стены, изучен фрагмент жилища каркасно-столбовой конструкции синташтинского времени, а также часть оборонит. системы. Коллекция раскопок и подъемных сборов включает многочисл. фрагменты керамич. сосудов, кости домашних ж-ных, следы металлург. пр-ва (руда, шлак, лом, заготовки, литейный брак).

Каменный Амбар-1, могильник. Находится в 7,5 км к В.-Ю.-В. от пос. Варшавка. Состоял из 6 разнотипных и разноврем. археол. объектов, занимавших возвышенность на лев. берегу р. Карагайлы-Аят (в 0,25 км от русла). Открыт Тарасовым (1982), полностью исследован археол. эксп. ЧГПУ под рук-вом В. П. Костюкова (1987—90). Самый крупный курган (диаметр 18 м, выс. 0,8 м) возведен на позднем этапе эпохи бронзы. В раннем жел. веке его центр. могильная яма была разрушена более поздним (впускным) коллективным погребением, поверхность земляной насыпи вымощена камнем. По инвентарю (жел. кинжал и нож, керамич. сосуды) и особенностям обряда впускное погребение датировано 2-й пол. 6 — 5 вв. до н. э. Кам. насыпи 2 курганов были возведены в ритуальных целях в средневековье. Приуроченность к одному из них погребений раннемусульм. облика представляет интерес для рек-ции погребальной обрядности поздних кочевников Юж. Зауралья.

Каменный Амбар-2, помин. комплекс. Расположен в 8 км к В.-Ю.-В. от пос. Варшавка. Состоял из 2 групп помин, оград, размещавшихся в 0,2 км одна от др. на уступе лев. берега р. Карагайлы-Аят (в 1 км от русла). Комплекс открыт Тарасовым (1982), исследован археол. эксп. под рук-вом Костюкова (1987). В сев. группе было 2, в юж.— 3 рядом стоящие ограды квадратной формы (дл. стороны 2—2,5 м) из вкоп. в землю гранитных плит. Интерьер оград включал: кам. облицовку; центр. углубления с остатками дерев. столба или заполн. продуктами горения и кварцитовыми булыжниками; кам. изваяния или антропоморфные стелы, установл. у вост. стенки; ряды дерев. шестов по периметру. Стенки одной ограды сделаны из дерев. плах. Сохранились 2 изваяния лицевого типа, высеч. на крупных гранитных глыбах с соблюдением пропорций человеч. фигуры. В линейно-прорезной технике на них изображены муж. лица с монголоидными чертами. Помин. ограды, характерные для центральноазиат. тюрков 6—10 вв., в Юж. Зауралье появились в 13 в. в результате переселений тюрк. племен, обусловл. завоеваниями Чингисхана и его преемников.

Каменный Амбар-3, могильник. Находится в 7,5 км к В.-Ю.-В. от пос. Варшавка. Располагался на уступе лев. берега р. Карагайлы-Аят (в 1,3 км от русла), состоял из 2 небольших кам.-земляных насыпей прямоугольной формы (3,5x2,5 м и 3x2 м). Открыт в 1987, раскопан в 1987—88 археол. эксп. под рук-вом Костюкова. Под более крупной насыпью исследовано погребение женщины, захорон. в вытянутой позе на спине. У сев. края могильной ямы в головах умершей стояла гранитная стела. В погребении найдены фрагменты конской упряжи (в т. ч. седло), остатки колчана с жел. наконечниками стрел, жел. нож и кресало. Во втором кургане изучено захоронение ребенка. Памятник, отнес. к золотоордынскому времени (13—14 вв.), обладает чертами погребальной обрядности, свойств. ср.-век. монголам. Наличие сбруи и оружия в первом кургане подтверждает сведения о монг. женщинах как о хороших наездницах и стрелках из лука.

Каменный Амбар-5, курганный могильник. Расположен в 9—9,5 км к В.-Ю.-В. от пос. Варшавка, на первой надпойм. террасе прав. берега р. Карагайлы-Аят. Открыт Костюковым (1986). Состоял из 13 разноврем. курганов. На терр. могильника выявлены неск. мегалитов (предположительно эпохи поздней бронзы). В 1987—92 археол. эксп. ЧГПУ под рук-вом Костюкова изучены 4 кургана, получены ср.-век. мат-лы. В результате раскопок археол. эксп. ЧГПИ (1994—95) и ЮУрГУ (2000—03) под рук-вом А. В. Епимахова исследованы еще 4 кургана, в т. ч. 3 — эпохи ср. бронзы (синташтинская культура, 1-я четв. 2 тыс. до н. э.) и 1 — поздней бронзы (ранний период срубной культуры, 16—15 вв. до н. э.). Самые древние курганы, являющиеся некрополем располож. на др. берегу синташтинско-го укрепл. поселения Кам. Амбар (Ольгино), имели земляные насыпи (диаметр 25—30 м, выс. 0,6—1 м). Подкурганные площадки ограничены кольцевыми рвами (как правило, незамкнутыми). В 2 случаях на площадке размещалось по 17 могил, в одном — одиночная могильная яма. В многомогильных комплексах 1 или 2 могилы устроены в центре, др.— на периферии по кругу. Во всех крупных ямах — погребальные камеры (дерев. перекрытия, стены в придонной части облицованы досками). Большинство могильных ям содержало коллективные погребения (до 8 чел.). Погребенные разного пола и возраста укладывались на лев. (редко прав.) боку в скорч. положении с приближ. к лицу кистями рук. Коллекция погребального инвентаря включает керамич. посуду (св. 100 экз.), оружие из бронзы, камня, кости и рога (ножи-кинжалы, наконечник копья, наконечники стрел, детали лука, элементы доспехов), орудия труда (тесла, шилья, рыболовный крючок, гарпун, песты, абразивы), украшения (браслеты, бусы, пронизи, бляшки, створки раковин, клыки ж-ных), символы власти (навершия булав), предметы ритуального назначения (наборы астрагалов, лопатка-мутовка и др.), продукты металлург. пр-ва (руда, шлак и др.). Следы колес, вкоп. в дно могил, роговые псалии свидетельствуют об использовании населением колесного транспорта. Погребальный обряд включал жертвоприношения домашних ж-ных (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот, собака), сложные огненные ритуалы. По объему и разнообразию получ. мат-лов синташтинская часть могильника сопоставима с некрополями Синташта и Кривое Озеро; радиоуглеродные даты указывают на ее функционирование в пределах 20—19 вв. до н. э. К раннесрубному этапу, вероятно, целиком относится юго-зап. группа курганов, в к-рой исследована наиб. крупная земляная насыпь (диаметр 15 м, выс. 0,5 м). Под насыпью выявлены 15 могил: 2 самые крупные размещались в центре подкурганной площадки, др.— в юж. части. Центр. погребения разрушены. Все периферийные могилы содержали индивид. захоронения младенцев, нек-рые из детских могил перекрыты кам. плитами. Погребенные уложены на лев. боку в скорч. положении головой на С. (с отклонениями к B.). Сопровождающий инвентарь в детских погребениях ограничен сосудами (как правило, двумя). Обнаружены также украшения (пастовые бусы, бронз. пронизи). В центр, ямах найдены бронз. 2-лезвийный нож и пластинчатое изделие. Ко времени сооружения кургана, вероятно, принадлежит антропоморфная кам. стела — одна из самых ранних находок такого рода в Зауралье. В переходный от раннего жел. века к средневековью период (2—3 вв. н. э.) в сев. полу кургана было впущено детское погребение. В подбойной яме при погребенном, улож. на спине в вытянутом положении головой на В., обнаружены кувшин, горшок и 4 разнотипные бусины. Ср.-век. объекты могильника представлены 2 курганами (по А. К. Амброзу, 2-я пол. 6 — 7 вв.), ритуальной курганной насыпью, возвед. над остатками мощного кострища (7—12 вв.), и раннемусульм. детским погребением. Под кам. насыпями 2 курганов (2-я пол. 6 — 7 вв.), рас-полож. обособленно от др., вскрыты одиночные муж. и жен. погребения. Захоронение мужчины совершено в подбойной яме, он уложен на прав. бок в вытянутой позе, головой на C. На ступеньке входной ямы — шкура верблюда. При погребенном найдены жел. нож, жел. и бронз. пряжки, низка стекл. бусин. Женщина захоронена в простой яме в вытянутой на спине позе, головой на С.-З. В ногах умершей — шкура быка. Инвентарь состоял из лепного кувшина с ручкой, жел. пряжек и ножа, низки коралловых бусин. Комплекс является свидетельством миграций кочевых племен, обусловл. воен. активностью Тюркского каганата.

Каменный Амбар-6, одиночный курган. Находился в 7,5 км к В.-Ю.-В. от пос. Варшавка, на прав. берегу р. Карагайлы-Аят (в 0,9 км от русла). Открыт (1987) и исследован (1988) Костюковым. Под кам. надмогильным сооружением (диаметр 6 м, выс. 0,3 м) обнаружена могильная яма со ступенью, углубл. в материк на 0,95 м. На дне ямы — скелет ребенка 3—5 лет, улож. на спине в вытянутой позе головой на С.-С.-З. (череп деформирован). У лев. руки найдена игрушка (амулет) — 4 мелкие кости конечности собаки (1 эпифиз обрезан, др. просверлен). Памятник предположительно датирован ранним жел. веком.

Каменный Амбар-11, могильник. Расположен в 9,5 км к В.-Ю.-В. от пос. Варшавка, на прав. берегу р. Карагайлы-Аят (в 0,8 км от русла). Открыт в 1994 Костюковым, исследовавшим в том же году 1 курган. Могильник состоял из 11 объектов, среди к-рых 2 — кам. курганы (диаметр 6 и 9 м), остальные — кам. вымостки удлин.-овальной в плане формы (2—3x1 м). Под центром кургана открыта ограбл. в древности могильная яма, в к-рой найдены фрагменты скелета взрослого человека, погреб. в вытянутом положении головой на 3.; кости мелкого рогатого скота и лошади, деталь сбруи из клыка кабана, жел. нож, оселок, 9 бронз. наконечников стрел. Состав комплекта стрел позволяет датировать памятник 6 в. до н. э. Второй курган отнесен к раннему жел. веку. Остальные объекты датированы поздним средневековьем.

Каменный Амбар-14, одиночный курган. Расположен в 10 км к В.-Ю.-В. от пос. Варшавка, на прав. берегу р. Карагайлы-Аят (в 2 км от русла). Открыт и исследован археол. эксп. под рук-вом Виноградова, С. В. Маркова (1995). Под земляной насыпью (диаметр 4,5 м), облож. камнем, вскрыта могила с подбоем под сев. стенкой. Обнаружен скелет мужчины, захорон. в вытянутой позе на спине головой на 3. Сопровождающий инвентарь — сабля, стремя и плеть с жел. наверши-ем в виде головы хищной птицы. Курган, отнес. к 13—14 вв., характеризует культуру разноплем. населения улуса Шибана (см. Шибана улус).

Каменный Амбар-20, поминальный комплекс. Расположен в 9,5 км к З.-Ю.-З. от пос. Варшавка, на прав. берегу р. Карагайлы-Аят (в 2 км от русла). Открыт и исследован эксп. под рук-вом Виноградова (1998). Состоял из 3 кам. сооружений — курганообразной насыпи (диаметр 8 м) и 2 прямоугольных оград (дл. стороны 2—3 м). Ограды смежные, выложены из крупных булыжников в 1 слой. У вост. стенки одной из них сохранилась короткая массивная стела. Под насыпью кургана обнаружены остатки сожженной дерев. ограды квадратной формы (дл. стороны 2,5 м). В центр. ее части вкопаны 4 шеста. Интерьер исслед. памятников характеризует их как поминальной ограды, относящиеся к золотоордынскому времени. Вероятно, такого рода сооружения имел в виду П. Карпини, описывая погребальные обряды кочевников Вел. Степи сер. 13 в.: «...Другого коня съедают и набивают кожу соломой и ставят ее повыше на двух или четырех деревяшках... а кости того коня, которого они съедают за упокой его души , они сжигают. И часто также женщины собираются для сожжения костей за упокой душ людей, как это мы видели собственными глазами...».


5d8bf1ec..jpg

Памятник погибшим в Великой Отечественной войне.

Автор памятника Гусельщиков Василий Тихонович. Ему было 4 года, когда его отец Тихон Васильевич ушёл на фронт и погиб в самом начале войны, в г. Каунас. Учиться ему не пришлось – семья большая, матери было очень трудно. Проучившись два года, стал помогать по хозяйству. Всегда стеснялся своей безграмотности и в анкетах в графе «Образование» писал – 6 классов. При этом был человеком разносторонних интересов, и все знания получил самообразованием. Видимо, талант был дан ему свыше, т. к. ещё подростком много рисовал и лепил. Мать вспоминала, что иногда ночами не спал, ходил по двору, что-то пытаясь изобразить. Любимые рисунки – это изображение солдата с оружием. Видимо боль от потери отца жила в нём постоянно. В 1973 году было решено увековечить память погибших в годы Великой Отечественной войны. Во многих населённых пунктах появились памятники. В Варшавке в 1974 году на центральной площади поставили на высоком постаменте памятник – солдат с автоматом в руке, как бы рванувшийся в атаку. Работал над ним Василий Тихонович два месяца. Никакой оплаты он не взял. Просто ему оплатили два месяца творческого отпуска на рабочем месте. Он тогда работал токарем в гараже. По воспоминаниям жены, это был какой-то творческий порыв – работал сутками. Свою работу Василий Тихонович посвятил памяти своего отца, которого он не помнил, но представлял именно таким. Весь необходимый материал для памятника заготавливал сам. Если бы была возможность, ещё не одна скульптурная группа украсила бы село. Им была подготовлена скульптурная композиция, которая должна была украсить въезд в Варшавку, но не нашлось желания оплатить эту работу у руководителей хозяйства, и проект остался незавершённым. Последние 10 лет Василий Тихонович работал в школе завхозом. На память о нём осталась резьба по дереву, украсившая фойе 2-го этажа школы. А незаконченная работа – стела у въезда в Варшавку (до сих пор фрагменты её лежат во дворе у Гусельщиковых), была задумана оригинально. Огромный барельеф с изображением фигур казака-переселенца, воина времён Великой Отечественной войны, и мужчины и женщины с колосьями в руках на фоне Варшавской природы должен был раскрыть всю историю села, а рядом с двух сторон стелы из природного камня предполагалось сделать головы герефордов, символизирующих сегодняшнее благополучие и процветание Варшавки. И очень жаль, что задуманное не осуществилось. Война, лишившая семью отца, не дала таланту Василия Тихоновича раскрыться. Кто знает, может он смог бы стать известным скульптором, гордостью нашего села. Но даже скромный памятник в центре Варшавки навсегда оставит память об его авторе – Гусельщикове Василии Тихоновиче.


DSCN2661.JPG

Родник у Колжановой заимки
Окрестности Варшавки – это маловодная степная, с небольшими лесными колками, местность. Поэтому, родники, колодцы с пригодной для питья водой наперечёт.
В четырёх с половиной километров на юго-восток от Варшавки находится родник. Замечателен он необыкновенной водой. В месте, где он находится, раньше была плотинка, где весной скапливалась талая вода и всё лето подпитывалась родниками. Там всегда поили скот.
Нужно сказать, что в своё время (до революции), неподалёку жил зажиточный хозяин Колжанов. Он занимался скотоводством. Там до сих пор можно найти следы земляных избушек, в которых зимовал скот. В 30-х годах 20 века его раскулачили. Добротный дом, стоявший на «лыжах» перевезли в Варшавку. Впоследствии его поделили на две части, одна из которых до сих пор стоит на откормочной площадке ООО «Варшавское».
Сейчас на этой Колжановой заимке пасётся один из гуртов племенного скота ООО «Варшавское». Пастухи для питья раньше брали воду из родника, который был на самой заимке. Но, в начале 2000-х, тракторами расчистили место для выпаивания скота и нарушили родник – он пропал. Вода перестала поступать и место для выпаивания скота не пригодилось. Где брать воду? Рядом находится 11-й гектар. Раньше (при совхозе) там садили бахчу – арбузы, огурцы, а поливали из плотинки, что рядом находилась. После того как садить бахчу перестали, надобность в плотинке отпала – перестали за ней следить. Постепенно её размыло и вода стала уходить. Но родники остались. В одном из таких родников вода оказалась лучше всех. Чтобы пасущийся рядом скот не портил воду, пастухи братья Лупашко Анатолий Николаевич и Сергей Николаевич в 2005-м году огородили родник и стали брать её для питья.
Слава об этой воде ширится всё больше. Считается, что она помогает при желудочно-кишечных недомоганиях. Хотя на экспертизу её никто не возил.

Со слов Лупашко Анатолия Николаевича и Сергея Николаевича записано зав.биб-й Готовцевой Е.В. в 2016 году.
SDC10414.JPG SDC10417.JPG

В 1905 г. начали строить церковь. Лес (сосну) возили из-под Аненска, из «Красивого колка». Строили местные плотники, а деньги собирали со всего населения. Руководил всем атаман, помогали писарь и казначей. Население было бедное в основном, но были и зажиточные семьи. Так основную заботу о постройке церкви, и основные средства вложил Брезгулевский Пётр Иванович. Он имел лавку. Сеяли и убирали ему хлеб наёмные крестьяне, детей у него не было. Старожилы его хвалили за доброту, давал денег в долг и часто не требовал назад. Похоронен Брезгулевский П.И. у церкви. Красили церковь братья Колесовы: Тихон Иванович и Михаил Иванович. Поднимали колокола и святили церковь в 1911 г. 14 октября – в день Покрова. Этот день стал престольным праздником Варшавской станицы. В селе праздник празднуется три дня. Первый священник был Ребрин, староста: Чернев Иван Дементьевич. Часовню обслуживал батюшка из Елизаветопольки.

Со слов старожилов села (Чернева Николая Ивановича, Храмкова Ивана Григорьевича, Третьякова Тимофея Алексеевича, Готовцева Николая Николаевича, Миронова Никандра Григорьевича) в селе были богатые семьи - два брата:Брезгулевский Михаил Иванович и Брезгулевский Пётр Иванович, так же Рыбин Юдий Иванович и Брезгулевский Илья Леонтьевич. Все они помогали строить церковь.


image001.jpg


Церковь сегодня.


image002.png

Церковь до реставрации.


1987 г


image003.png


1996 г. - Церковь отреставрирована и начала работать.
Деньги на реставрацию собирали всем миром. Варшавский совхоз выделил тёс (доски). Наибольший вклад в реставрацию храм внесли Гребенщиков Геннадий Серафимович, Спиридонов Юрий Петрович, Семенов П.И., Пальчиков А.И., Миронов Алексей П., Гусельщиков Василий Тихонович, Меркулов Алексей Семенович, Лобырины Василий Андреевич и Алексей Андреевич. Кто-то должен был чистить, убирать мусор. Очень активно работали женщины: Семёнова Любовь Тимофеевна, Анисимова А. И., Миронова В., Дыбенко В., Ишмуратова В., Саранцева Н., Лобырина Валентина Евгеньевна, Брезгулевская В.М., подростки: Мясников Данил, Мясников Гена, Чернев Гена и др.. Реставрацию проводили свои мастера: Меркулов Алексей Семёнович, Миронов Алексей Петрович, Гусельщиков Василий Тихонович. Жестяные работы на куполе и кресты реставрировал Лобырин Василий Андреевич.
27-го января 1996-го года состоялось второе рождение Покровской церкви в Варшавке. Она была вновь освящена епископом Челябинским и Златоустовским - Георгием. В течение трёх дней проходила литургия, во время которой совершалось таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, Причащение, вечерня и утреня. Епископ Георгий совершил великое освящение воды. В эти дни Церковь праздновала Крещение Господне.
После реставрации в 1996-м году, церковь открывалась изредка. Службы проводил «приезжий» батюшка – Мисаил Адегов. Основной его приход был в Еленинке. Помогал ему Николай Алексеевич и магнитогорские певчие. Привозили их на выделенном совхозом автобусе. Если такой возможности не было, то иногда подвоз осуществляли Семёнов Павел Иванович, Миронов Алексей Петрович, Лобырин Александр Андреевич на личных автомобилях.
В 1997-м году настоятелем храма был назначен иерей Владимир Шумилов, который поселился в Варшавке, и с этого времени службы стали проводится регулярно. Его стараниями в церкви был обновлён иконостас, подведён газ.
Старостой до 1998-го года была Семёнова Любовь Тимофеевна. С 1998-го года - Семёнов Александр Петрович.
С 2010-го года настоятелем храма назначен иерей Вячеслав Шумилов (сын и продолжатель отца Владимира), в связи с переводом отца Владимира в восстанавливающийся храм п. Великопетровка Карталинского р-на.

image004.png

Церковь после реставрации.

image005.png image006.jpg


Крестный ход Табынской иконы Божией Матери в 2010 году.


image009.jpg

Табынская икона Божией Матери посетила Варшавку.


image012.jpg



Храм Покрова Пресвятой Богородицы, п.Варшавка.

image001(2).jpg


Христианский храм являет в мире образ Небесного Царства Божия, которое, существуя с начала времен, ожидает нас в будущей вечной жизни. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия.

Наша церковь была заложена в 1905-м году. Впервые ее открыли для посещения 14 октября 1911-го года. Возводилась церковь по образцу ветхозаветного храма: алтарём на восток, откуда восходит солнце, символически напоминая о Царстве Божием, царства дара и любви. Построен храм в виде креста, снаружи завершён колоколом. Число куполов тоже имеет символическое значение: три купола устроены в память Святой Троицы. Крест на главе купола напоминает о победе Христа над дьяволом и смертью. Называется Покровской, потому что строилась и посвящалась Богу в память праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Лес (сосну) возили из-под Аненска, из «Красивого колка». Строили местные плотники, а деньги собирали со всего населения. Руководил всем атаман, помогали писарь и казначей. Население было бедное в основном, но были и зажиточные семьи. Так основную заботу о постройке церкви, и основные средства вложил Брезгулевский Пётр Иванович. Он имел лавку. Сеяли и убирали ему хлеб наёмные крестьяне, детей у него не было. Старожилы его хвалили за доброту, давал денег в долг и часто не требовал назад. Похоронен он у церкви.Хорошую сумму внёс и Рыбин.Красили церковь братья Колесовы:Тихон Иванович и МихаилИванович.

Поднимали колокола и святили церковь 14 октября 1911 года – в день Покрова Пресвятой Богородицы. Этот день стал престольным праздником Варшавской станицы. В селе праздник празднуется три дня. С этого дня богослужения в храме проводились регулярно.

В 1920-м году началось претворение в жизнь «Декрета об отделении церкви от государства и школы». В 1930-м году храм был закрыт. Из него были изъяты иконы, метрические книги, в которых регистрировались рождения, заключения браков, смерти. Иконы развезены по Челябинской области, а главная икона храма до сих пор находится в Киево-Печерской Лавре, на Украине с надписью «п. Варшавка Полтавского района».

В помещении церкви был размещён клуб. Потом, когда был построен новый клуб, в церкви устроили склад. Постепенно здание ветшало.

Во времена перестройки (конец 80-х) началось время духовного возрождения. По зову сердца и совести жители Варшавки начали реставрацию храма.

image002.jpg


Деньги на реставрацию собирали всем миром. Варшавский совхоз выделил тёс (доски). Наибольший вклад в реставрацию храм внесли Гребенщиков Геннадий Серафимович, Спиридонов Юрий Петрович, Семенов П.И., Пальчиков А.И., Миронов Алексей П., Гусельщиков Василий Тихонович, Меркулов Алексей Семенович, Лобырины Василий Андреевич и Алексей Андреевич. Кто-то должен был чистить, убирать мусор. Очень активно работали женщины: Семёнова Любовь Тимофеевна, Анисимова А. И., Миронова В., Дыбенко В., Ишмуратова В., Саранцева Н., Лобырина Валентина Евгеньевна, Брезгулевская В.М., подростки: Мясников Данил, Мясников Гена, Чернев Гена и др.. Реставрацию проводили свои мастера: Меркулов Алексей Семёнович, Миронов Алексей Петрович, Гусельщиков Василий Тихонович. Жестяные работы на куполе и кресты реставрировал Лобырин Василий Андреевич.

27-го января 1996-го года состоялось второе рождение Покровской церкви в Варшавке. Она была вновь освящена епископом Челябинским и Златоустовским - Георгием. В течение трёх дней проходила литургия, во время которой совершалось таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, Причащение, вечерня и утреня. Епископ Георгий совершил великое освящение воды. В эти дни Церковь праздновала Крещение Господне.

Первым священником был Ребрин, староста - Чернев Иван Дементьевич. Часовню обслуживал батюшка из Елизаветопольки.

После реставрации в 1996-м году, церковь открывалась изредка. Службы проводил «приезжий» батюшка – Мисаил Адегов. Основной его приход был в Еленинке. Помогал ему Николай Алексеевич и магнитогорские певчие. Привозили их на выделенном совхозом автобусе. Если такой возможности не было, то иногда подвоз осуществляли Семёнов Павел Иванович, Миронов Алексей Петрович, Лобырин Александр Андреевич на личных автомобилях.


image003.jpg


В 1997-м году настоятелем храма был назначен иерей Владимир Шумилов, который поселился в Варшавке, и с этого времени службы стали проводится регулярно. Его стараниями в церкви был обновлён иконостас, подведён газ. Старостой до 1998-го года была Семёнова Любовь Тимофеевна. С 1998-го года - Семёнов Александр Петрович.

В 2000(?) году прихожане были рады вновь услышать колокольный звон. На престольный праздник Покрова пресвятой Богородицы был установлен колокол, приглашающий прихожан в храм.

С 2010-го года настоятелем храма назначен иерей Вячеслав Шумилов (сын и продолжатель отца Владимира), в связи с переводом отца Владимира в восстанавливающийся храм п. Великопетровка Карталинского р-на.

image004(2).png

В настоящее время храм в Варшавке один из самых посещаемых в районе и главное украшение посёлка. Каждое воскресенье в храме проводят утренние службы, а по субботам – требы (отпевание, молебны) и крещение. Если праздник выпадает на будний день, то проводятся праздничные службы. Прихожане посещают службы регулярно. По большим праздникам как Рождество Христово, Крещение, Пасха приезжают люди из окрестных деревень: Боровое, Неплюевка, Коноплянка, а также из Карталов. Ежегодно на праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) в храм стекаются отроки и отроковицы за благословением перед обучением. Храмовые службы сопровождает пение псалмов певчими. Коллектив певчих – женщины энтузиасты. Ранее пели в самодеятельном хоре при СДК.

В 2010 году произошло неординарное событие – наш поселок посетила Табынская икона Божией Матери.


image011.jpg

Люди встречали ее на подходах к поселку и совершали Крестный ход вместе с сопровождавшими ее казаками.

image009.jpg


26 июля 2012 года была образована Магнитогорская епархия. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 Епископ Инноке?нтий (в миру Ива?н Степа?нович Васе?цкий) был избран епископом Магнитогорским и Верхнеуральским. Объединяет приходы в административных границах Агаповского, Брединского, Верхнеуральского, Карталинского, Кизильского и Нагайбакского районов Челябинской области. В связи с этим он посетил и Карталинские приходы. В том числе и Варшавский.

image009(2).jpg image012(2).jpg image013.jpg image014.jpg


Храм – неотъемлемая часть жизни нашего села, так как большая часть населения – православные христиане. С дошкольного возраста знакомят детей с верой в Бога и его наставлениями. Дети посещают храм по большим праздникам группой детского сада. Верующие возносят хвалу Господу, просят помощи и защиты. Чтят своих умерших родственников поминовением об усопших. Многие семьи тесно связанны с церковной жизнью. Например, мой брат Николай с 10 лет помогал иерею Владимиру, а затем и Вячеславу при проведении Богослужений (сейчас учится в ВУЗе). Семенова Любовь Тимофеевна долгие годы была старостой.

Список использованной литературы.

1. Энциклопедия г. Карталы 1944-004 г.; Магнитогорский дом печати, 2004 г.

2. Карталинский район, Ю.М. Алентьев.

3. Карталинский район, тетрадь юного краеведа; Абрис, 2006 г.

4. Вестник Челябинского областного общества краеведов № 19; Челябинск, 2012 г.

5. Урал мастеровой; Челябинск, 2007 г.

6. Воспоминания жителей села: Готовцева В.А., Готовцева О.А., Меркулова А.И., Миронова А.

7. Историческое краеведение; Абрис, 2007 г.