Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

Город - общая информация

Возникновение и развитие Карталов напрямую связано со строительством железной магистрали, которая и сегодня QD0061141.jpgопределяет экономику района. Карталы прошли путь от казачьего поселения до города областного подчинения.

Территория города и района - 4737 квадратных километров, здесь находится 48 населенных пунктов, численность постоянного населения - 48,8 тысяч человек.

Градообразующими предприятиями являются железнодорожные. Карталы - крупный транспортный узел. В нем сходятся железнодорожные магистрали четырех направлений: Троицкого, Орского, Магнитогорского и Тобольского; автомобильные дороги ведут в Челябинск, Магнитогорск, в Оренбургскую область и республику Казахстан.

Будучи расположенным в лесостепной зоне, Карталинский район является наиболее в сельскохозяйственном отношении районом Челябинской области. Это территория, где возделывается пшеница и культивируется мясомолочное животноводство.

Карталинский район образован 12 января 1996 года .Районный центр-Карталы ,возник 1810 году как последние на реке Карталы-Аят .Гидроним с тюркского Карталы –«черная ива».

Карталинский район расположен на юге области ; граничит на севере –западе с Нагайбакским районом ,на севере –с Чесменским ,на северо- востоке с Варненским,на юге –с Брединским районами;на юго-востоке 55км границы с республикой Казахстан являются границей Челябинской области и Государственной области и Государственной границей Российской Федерации.

Население города и района 51869 человек .Уже в то время когда Карталы были небольшим железнодорожным узлом так как от станции железнодорожные линии уходили по трём направлениям: к Троицку ,Бредам ,и на запад к горе Магнитной.Последняя ветка рассекавшая Джабык –Карагайский бор ,была построена на 40 вёрст без земляной насыпи и доходила до станции Лес ,где находились лесопильные заводы. Эти заводы обслуживали Троице –Орскую железную дорогу и шахты Полтаво-Бреденских угольных копей,в которых добывали антрацит и графит .Именно наличие угля в этом районе предопределило строительство железной дороги .Интересно отметить ,что большой вклад в разведку угля внёс в 70-е годы XIX в.А.П Карпинский первый выборочный президент Российской академии наук,президент АН СССР.

До 1917года Карталы был тупиковой станцией Самаро –Златоустовского железной дороги.Значение города Карталы возросло со строительством перед началом Великой Отечественной войны (1941-1945)железной дороги Акмолинск-Карталы: карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината .В апреле 1944 года рабочий посёлок Карталы был преобразован в город .Градообразующими предприятиями являются локомотивное и вагонное депо.