Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Челябинская область,
г. Карталы, ул. Ленина, 1

Наш адрес
+7 (35133) 2-24-24   Приемная

Адрес электронной почты: admn@kartaly.gov74.ru

        История Карталинского края уникальна и уходит своими корнями в глубокую древность.

       Берега рек: Нижний Тогузак, Ольховка, Караталы-Аят, Сухая, Карагайлы-Аят были заселены родовыми общинами охотников и рыболовов еще в эпоху неолита. В последующем Карталинские степи стали местом кочевого скотоводства племени саков, а позднее сарматов.

       

        В IV веке край стал северной «обочиной дороги» великого переселения народов с востока на запад. Испытал край на себе и захват монголами. В это время начиналось 0015.jpgформирование казахской народности. Появление русского населения в крае связано со строительством и заселением в 1842-1843 гг. казачьих станиц в Новолинейном районе. Новолинейный район или Новая линия - это не только защита русского населения от бесконечных набегов киргиз – кайсаков (казахов), но и  решение экономических проблем. Одной из многих станиц того времени в нашем крае была станица Полтавская. Наш район издавна славился тем, что на его территории добывали золото. Золото добывали в станицах Варшавской (45 золотых приисков) и Великопетровской. Золото находили и на Полтавских копях. Большинство приисков принадлежало купцам: Якушеву из Екатеринбурга, Баканину из Троицка и другим.

 

        Другое богатство нашего края это лес Джабык–Карагайского бора. «Непроходимый лес» - Джабык–Карагайского бора – всегда был источником топлива не только для населения близлежащих поселков, но и для городов и заводов Южного Урала и Западного Казахстана. В районе Анненска, Леса (Мочаги), Еленинки работали небольшие лесопильные заводы. Открытие Полтавско-Брединских месторождений угля (1854 г.), их разработка в       1912 году большая перспектива развития региона. В то время уголь ввозили в Россию из Англии. Уголь был необходим для заводов Южного Урала и других промышленных центров. Для ввоза этих богатств и богатств Туркестанского края нужна была железнодорожная магистраль, нужны были люди.

Kartaly123.jpg

Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы на месте посёлка Полта́вский в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. 1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. В те годы населённый пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, россыпью землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий посёлок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги. Возникновение и развитие Карталов напрямую связано со строительством железнодорожнойKartaly123.jpg магистрали, которая и сегодня определяет экономику нашего района. Карталы прошли путь от маленького рабочего поселка до города областного подчинения.

       

       Уже в то время Карталы были небольшим железнодорожным узлом, т.к. от станции железнодорожные линии уходили по трем направлениям: к Троицку,А.П.Карпинский.jpg Бредам и на запад к горе Магнитной. Последняя ветка, рассекавшая Джабык – Карагайский бор, была построена без земляной насыпи и доходила до станции Лес, где находились лесопильные заводы. Эти заводы обслуживали Троицко-Орскую железную дорогу и шахты Полтавско-Брединских угольных копей, в которых добывали антрацит и графит. Именно наличие угля в этом районе и предопределило строительство железной дороги. Большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы XIX века молодой учёный А.П.Карпинский, первый выборный президент Российской академии наук, президент АН СССР.

       До 1917 года Карталы был тупиковой станцией Самаро-Златоустовской железной дороги. Значение  города Карталы возросло со строительством, перед началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), железной дороги Акмолинск – Карталы. Карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината.023.JPG

        Десять тысяч карталинцев сражались на фронтах, в т.ч. 797 женщин. Не вернулись с войны – 4200 человек. Более 1200 человек за ратные подвиги были награждены правительственными наградами, а семь наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза.

         В апреле 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Карталы был преобразован в город.

               Современный город Карталы – крупный транспортный узел. В нём пересекаются железнодорожные магистрали, проходящие по территории района с севера на юг – Троицкого (действует с 1917г.) и Орского (с 1918г.) направлений, и с запада на восток – Магнитогорского (с 1929г.) и Тобольского направлений. Кроме того, Карталы – центр сельскохозяйственного района.

Автомобильные дороги связывают район с Бредами, через Варну с Челябинском, через Париж с Магнитогорском.

         В 2006 году ликвидирована ракетная дивизия, располагавшаяся на территории района более 40 лет и создававшая режим секретности территории. В связи с этим на территории района эти годы не велось активной работы по разработке месторождений и добыче имеющегося природного богатства.

         Природные ресурсы Карталинского муниципального района богаты и разнообразны. Издавна на его территории добывали золото, проводилась разработка и добыча каменного угля высокого качества. В западной части города находится Полтавское месторождение антрацитов. На территории района имеются более 10 видов минералов (агат, азурит, асбест, опал и др.), золото, антрацит (вид каменного угля), горные породы, такие как аплит, глина и т.д.

После ликвидации дивизии это стало возможным.

         В настоящее время в районе начали появляться инвесторы, готовые провести доразведку имеющихся месторождений, создать предприятия по их переработке. Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области в настоящее время выдано более 20 лицензий.