30 января 2023
Все предприниматели и организации должны ещё на старте бизнеса понимать, с какой категорией покупателей и клиентов они будут работать. Сегмент B2B (Business to Business) предполагает взаимодействие с юридическими лицами и ИП. Если же основными потребителями товаров и услуг будут обычные физические лица, то этот сегмент называют B2C (Business to Consumer).
Отдельно контролировать такие сделки невозможно, поэтому в России действуют общие правила защиты прав потребителей-физлиц. Обязанность донести информацию об этих правах и способах их защиты возложена на субъекты предпринимательской деятельности. Поэтому ИП и организации, которые работают с обычными физическими лицами, должны оформлять уголок потребителя. Как это сделать, расскажем подробнее.
Какие нормативные акты регулируют защиту прав потребителей
Сферу розницы и оказания услуг населению регулирует множество нормативно-правовых актов. Но если говорить о документах, которые обязывают размещать информацию о продавце или исполнителе, а также правила о продаже товаров и реализации услуг, то вот их перечень:
закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 о правилах продажи розничных товаров;
постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515 о правилах оказания услуг общепита;
постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 о правилах бытового обслуживания населения.
Административные санкции за нарушение этих норм предусмотрены статьей 14.5 КоАП РФ. Для индивидуальных предпринимателей сумма штрафа составляет от 3 000 до 4 000 рублей, а для организаций в 10 раз больше: от 30 000 до 40 000 рублей. Применяется также статья 14.8 КоАП РФ, по которой штрафы ниже: от 500 до 1 000 рублей для ИП и от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.
Оформление уголка потребителя не требуется только для разносной торговли. Но в этом случае работник продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием полного имени и кратких сведений о продавце.
Какая информация должна содержаться в уголке потребителя
До потребителя надо донести следующую информацию:
сведения о госрегистрации продавца (исполнителя) и название регистрирующего органа;
адрес и режим работы магазина или точки оказания услуг;
контакты для связи с руководителем организации или ИП;
наличие лицензии или аккредитации, если этого требует вид деятельности;
правила продажи товаров и оказания услуг;
закон о защите прав потребителей;
сведения о контролирующих органах, например, территориальном подразделении Роспотребнадзора, а также полиции и пожарной службы, с указанием адресов и телефонов.
Исходя из этого, можно перечислить, какие документы должны быть в уголке потребителя:
копия свидетельства о регистрации ИП/ООО или листа записи ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
листок с указанием адреса, режима работы, контактов для связи с ответственным лицом продавца или исполнителя;
копия лицензии и свидетельства об аккредитации (при наличии);
брошюра или распечатка закона «О защите прав потребителя»;
брошюра или распечатка Правил продажи товаров, Правил оказания бытовых услуг, Правил оказания услуг общепита – один из документов, в зависимости от вида деятельности;
листок с указанием названия и контактов контролирующих органов;
книга жалоб и предложений.
Копии документов должны быть заверены подписью и печатью (при наличии) индивидуального предпринимателя или руководителя организации. Если деятельность связана с реализацией алкоголя, то дополнительно надо разместить информацию о запрете реализации таких товаров несовершеннолетним.
Кроме того, рядом с уголком или на одном с ним стенде вывешивают план эвакуации и инструкцию по пожарной безопасности и другие документы, например, журнал учёта проверок. Если продукция продаётся на развес, здесь же можно разместить контрольные весы.
Дата изменения: 30.01.2023 14:44:37
Количество показов: 447
Документ:
Загрузить