14 марта 2024
"15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. Девиз 2024 года: «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей".
Ежегодно 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав потребителей. Этот праздник — средство повышения глобальной осведомленности о правах и потребностях потребителей. Проведение Дня дает шанс требовать, чтобы права всех потребителей уважались и защищались, а также протестовать против рыночных злоупотреблений и социальной несправедливости, подрывающих эти права.
Всемирный день прав потребителей празднуется во всем мире при поддержке Организации Объединенных Наций и других международных организаций. В течение 40 лет Международная организация потребителей проводит кампании на различные темы, призванные помочь мобилизовать усилия для решения насущных проблем потребителей.
Эксперты Международной организации потребителей подчеркивают, что в прошлом году прорывы в области генеративного искусственного интеллекта произвели фурор в цифровом мире. Растет и принятие этой технологии потребителями. Скоро она будет оказывать огромное влияние на все сферы жизни: работу, творчество, общение, поиск информации.
Во Всемирный день прав потребителей предстоит глобальный разговор о справедливом и ответственном искусственном интеллекте для потребителей. Кампания нацелена на диалог потребительского движения с лидерами отрасли и правительствами. Огромное внимание будет уделено повышению уровня знаний людей об использовании генеративных чат-ботов с искусственным интеллектом, используемых в «поиске» в Интернете, росту вовлеченности потребителей и нивелированию рисков для них.
В эпоху генеративного ИИ с каждым днем все сильнее звучат аргументы в пользу его прозрачности и информированности потребителей. Рынок становится все более концентрированным: владение данными и моделями сосредотачивается в руках нескольких компаний. Зарождается угроза конкуренции и, следовательно, соблюдению требований антимонопольного законодательства. Отсутствие выбора лишает потребителей права на него.
Прогноз Международной организации потребителей: генеративный ИИ изменит большую часть нашей жизни, распространившись на законы, нормы и ценности, что повысит важность прозрачности. Это означает, что традиционную защиту потребителей необходимо переосмыслить, чтобы идти в ногу со временем.
В Руководящих принципах Организации Объединенный Наций по защите прав потребителей подчеркивается важность прозрачности в контексте предоставления людям информации, требующейся им для осознанного выбора. Речь идет и о предоставлении властям возможности устанавливать правила и обеспечивать их соблюдение.
Работа по повышению прозрачности в сфере искусственного интеллекта уже началась. Гарантировать людям, что они станут истинными бенефициарами (владельцами) этой новой технологии, можно, обеспечив эффективную защиту потребителей на трех ключевых этапах: строительстве, распространении и ответственности.
Строительство. Согласно обзору Федеральной торговой комиссии США потребители серьезно обеспокоены тем, как создается ИИ и как интегрируются данные. Людей волнует, законно ли собирается информация для обучения модели ИИ, этичен ли человеческий труд, ответственно ли используются экологические ресурсы. Таким образом, деятельность разработчиков в создании инструмента, которым будут пользоваться потребители, должна быть такой же прозрачной, как и маркировка продовольственных и промышленных товаров, помогающая людям понять, что входит в их состав, и безопасен ли он для их жизни и здоровья.
Распространение. После того, как модель ИИ создана, ее необходимо направить на удовлетворение интересов потребителя. Ключевым спором в этом аспекте является разработка с открытым или закрытым исходным кодом. В открытых моделях исходный код приложения открыт для общего пользования, тогда как закрытая модель остается частной и проприетарной (несвободной). Существуют аргументы в пользу каждого подхода, следовательно, обществу доступны разные инструменты. Однако нужно знать, как повлияет появление новой модели ИИ, чтобы должным образом защитить потребителей. Не скрыли ли разработчики и пользователи продуктов риски, связанные с их использованием, предоставлена ли возможность исследователям и правоохранительным органам получать сведения по запросу, существуют ли правила использования кода — на эти и другие вопросы мы как потребители имеем право получить ответы.
Огромный вред, который может нанести технология, описан Норвежским советом потребителей. В качестве примера приведен факт создания сексуальных образов без согласия людей. Значит, ИИ может открыть новую эру фейков и дезинформации, предоставить злоумышленникам широкое поле для мошенничества. Также использование технологии может затруднить разоблачение киберобмана — как показывают исследования, люди могут идентифицировать контент, созданный ИИ, только в половине случаев.
В Глобальном заявлении о прекращении онлайн-мошенничества Международная организация потребителей призвала правительства обеспечить адекватную защиту от подобных действий на технологических платформах. Разработчики систем искусственного интеллекта должны признать наличие потенциального вреда и сообщать обществу все, что им о нем известно.
Ответственность. Если система ИИ создает проблему для человека, то необходимо установить четкие границы подотчетности и обращения за помощью к разработчикам, правительствам и гражданскому обществу. Это включает в себя право на возмещение ущерба и право на интеллектуальную собственность. Должны быть средства правовой защиты пострадавших от дискриминации и способы обжалования, оспорения решений, принятых алгоритмами ИИ, например, в кредитовании, страховании, здравоохранении или найме.
ИИ обладает силой, способной принести пользу и качественно улучшить нашу жизнь. Но темпы изменений и отсутствие регулирования требуют активной разработки политики в области защиты прав потребителей. «Мы все хотим использовать технологии, и если будем делать это ответственно, генеративный ИИ предоставит широкие преимущества с минимальными рисками. Настало время поставить потребителей на первое место!» — заявляет Международная организация потребителей.
Дата изменения: 14.03.2024 15:42:08
Количество показов: 110